главная  карта сайта  контакты

    Искать
ICQ-Консультанты
ICQ-консультант 611546613 Сергей
(кабельные системы обогрева)

График работы офиса:

Пн-пт, с 9:00-19:00
Монтаж оборудования осуществляем без выходных.

Каталог оборудования >> Кондиционеры >> Ликбез по кондиционерам >> От чего еще зависит работа индустрии климата?

Там, где прохлада – товар

На рынке климатической техники погода напрямую влияет на объемы продаж. Жаркое лето — высокий спрос, как утверждают специалисты. От чего еще зависит работа индустрии климата? Какую технику предпочитают покупатели сегодня и как будет развиваться рынок в ближайшие годы?

Российский рынок кондиционеров, как и сама погода, подвержен резким колебаниям. До 2001 г. он демонстрировал постепенный рост, а в 2002 г. вообще заговорили о кондиционерном буме. Очень жаркое лето и благоприятные экономические условия привели к тому, что продажи климатотехники для типового жилья поднялись в 3 раза. Однако радость участников рынка длилась недолго: следующее лето оказалось холодным, объемы продаж значительно упали. У фирм осталось много нераспроданного товара, и большинство тех, кто был ориентирован на частных клиентов, потерпели убытки. Правда, на общей картине (с учетом продаж для элитного жилья и офисов) спад-2003 отразился не так заметно.

Вторая волна роста привела к тому, что в 2005 г. объемы продаж во всем сегменте комфорт­ного кондиционирования увеличились на 20–50% (в зависимости от региона) и немного не дотянули до отметки 600 тыс. штук.

Причем если раньше популярностью пользовались оконные моноблоки, то сегодня россияне предпочитают ставить сплит-системы — технику более дорогую, качественную и требующую профессионального монтажа.

Однако, по словам директора Нижегородского представительства Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК) Аллы Гладкой, Россия пока занимает небольшую долю на мировом рынке. "Мы не очень "кондиционированная" страна, — отмечает она. — Хотя в сравнении с европейским и американским рынками российский показывает стремительный рост". На Западе все климатические ниши уже заняты, игроки определены, а потребители — "разобраны". У нас же, как считает г-жа Гладкая, стабилизация количества компаний только начинается.

В сегменте технологического кондиционирования также очевидны перспективы роста. Здесь климатотехника призвана обеспечить сложнейшие технологические процессы, например, при производстве микроэлектроники или в больничных операционных, где требуются особая чистота помещений, поддержание оптимальной температуры и влажности. Рост спроса, по словам директора Нижегородского представительства АПИК, будет наблюдаться и на кондиционеры полупромышленной серии. В частности, на системы канальных кондиционеров, которые не только сохраняют определенную температуру, но и дополнительно подают воздух в помещение.

На рынке региона

В Нижегородской области в прошлом году было продано 8–9 тыс. наружных блоков кондиционеров, спрос по отношению к предыдущему году увеличился на 30%. В настоящий момент на нашем рынке работает около 75 компаний, и очень многие из них ориентированы на частных потребителей. "Для того чтобы выйти на уровень кондиционирования зданий и производ­ственных помещений, требуется больше вложений в персонал, в программные расчеты, нужно содержать большую монтажную службу, способную обслужить целое здание, — поясняет г-жа Гладкая. — В этой нише профессиональных компаний немного".

Между тем примерно 15% нижегородского рынка занимают так называемые "дикие" бригады. Они работают в летний сезон, устанавливая кондиционеры в основном в квартирах, а осенью, когда спрос начинает традиционно снижаться, распадаются. В результате потребитель не имеет никаких гарантий: при неисправности кондиционера он не сможет предъявить претензии работавшей в его квартире бригаде. "Около 90% поломок — это последствия некачественного монтажа, которым грешат сезонные фирмы, — уверен директор ООО "Вентцентр" Михаил Кузьмин. — И они никаким образом не могут быть наказаны!" Чтобы работа на нижегородском климатическом рынке стала более цивилизованной, и клиенты получили гарантированное качество, создано региональное представительство АПИК, в которое пока вошли три компании ("Эйлит", "Дзержинскпромвентиляция", "Вент­центр").

По мнению членов АПИК, на нижегородском климатическом рынке существует еще одна серьезная проблема, вызванная приходом в регион "неместных" игроков. Конкуренция с "чужими" фирмами особенно заметна в ситуации, когда крупная строительная или какая-либо другая компания начинает в Нижегородской области свой проект и приводит за собой малые фирмы, которые будут вести "сопут­ствующие" работы (в том числе и устанавливать климатотехнику). "В тендере выигрывает та компания, которая предлагает более низкую цену услуги, а следовательно, имеет более низкий уровень квалификации работников, — комментирует директор ООО "Дзержинскпромвентиляция" Эдуард Орлов. — В итоге местные компании оказываются в невыгодных условиях".

Предпочтения нижегородцев

О том, что нижегородский рынок далек от европейского, можно судить не только по уровню сервиса отдельных фирм, но и по потребительским предпочтениям. Для квартир и офисов у нас востребованы в основном кондиционеры, а вентиляция и воздухоочистители пока не пользуются большой популярностью. В Европе, наоборот, высокие требования предъявляются именно к качественному составу воздуха.

Нижегородцы предпочитают дешевую китайскую и корейскую технику (в низком ценовом сегменте работают LG и Samsung), хотя за последние два года обозначился интерес клиентов к более дорогому оборудованию. Обширную нишу занимают и японские кондиционеры. По данным компании "Литвинчук Маркетинг", бренды Страны восходящего солнца стабильно занимают 42–48% российского рынка (в более отдаленном прошлом их доля доходила до 55%). Правда, подобная техника — Daikin, Mitsubishi — относится уже к высокому ценовому сегменту.

Куда ветер дует?

По прогнозам участников рынка, климатические компании продолжат завоевывать новых потребителей, однако уже в ближайшие 5–7 лет наращивание объемов продаж станет возможным за счет развития сервисной составляющей. По данным компании "Литвинчук Маркетинг", к 2008 г. около 30% сплит-систем будут продаваться на замену отслужившей свой срок технике, а к 2015 г. доля "замен" может превысить 60% от общего объема продаж. Так что игнорировать сервис — значит потерять крупных клиентов.

Другой прогноз касается кадров. За крупные объекты смогут бороться только фирмы, имеющие квалифицированный технический персонал. При предполагаемом троекратном росте рынка промышленной климатотехники количество специалистов увеличится не более чем на 30%. Таким образом, от кадрового "голода" спасет лишь "выращивание" профессионалов собственными силами. Нижегородское представительство АПИК, по словам Аллы Гладкой, уже сейчас намерено сотрудничать с вузами с целью подготовки необходимых для компаний специалистов.

Развитие рынка также будут определять следующие тенденции. Во-первых, крупные фирмы станут еще крупнее, а небольшие — мельче, и уже никогда не смогут укрупниться (скажется нехватка кадров и финансовых ресурсов). Пропасть между большими и маленькими только вырастет. Во-вторых, все активнее начнет развиваться сектор "техники на замену" — и в эконом-классе, и в бизнес-классе. В-третьих, структура рынка будет меняться в сторону увеличения доли вентиляции и центральных систем. Обычные же "сплиты", пользующиеся сегодня хорошим спросом, со временем станут занимать все меньший процент в объемах продаж.

Тенденция усложнения климатической техники приведет к тому, что при строитель­стве новых и модернизации уже существующих зданий предпочтение будет отдаваться не разрозненно установленным кондиционерам, а системам, обслуживающим весь дом. Подобные примеры имеются уже сегодня — компания "Эйлит" полностью оборудовала системами кондиционирования здание Волго-Вятского банка Сбербанка РФ. При этом удалось сохранить архитектурный облик постройки, а управление климатом более чем в трехстах помещениях осуществляется с одного компьютера.

Галина Зайцева, r52.ru



Copyright ©2007 МКС
Все права защищены
Rambler's Top100
Наши партнеры помогут вам найти и купить авиабилеты недорого

г.Москва, ул. Соколово-Мещерская, д. 25, офис 403.
+7 (499) 504-72-09
mkc@mkc-ltd.ru